ТЕНДЕНЦИЯ

Анализ

И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БЕГ

На днях, во время одного из дружеских застолий я услышал печальную весть о том, что из Азербайджана навсегда уехал еще один друг моего детства, которого я уже не видел довольно долго. Видади уехал в Россию, предпочтя стать гражданином этой страны. Увы, похоже, что он стал не первым и не последним соотечественником, отправившимся в страну, некогда бывшую "старшим братом" Азербайджана. И что самое интересное - туда уезжают не только русские, но в большинстве своем именно азербайджанцы. О том, что толкает наших граждан уезжать именно в Россию - в нашем сегодняшнем репортаже.

ТРИ СУДЬБЫ

Холодным февральским вечером, когда небо уже покрылось темным одеялом, на котором, словно вшитые блестки, сверкали звезды, на скамейке на площади Фонтанов лежал алкоголик Витя. Легкий коричневый плащ не спасал его от холода. От человека, носящего такое "победное" имя, отчаянно несло спиртным и мочой. После многочисленных толчков, "победитель" все же проснулся, и протянутая ему бутылка пива упростила процесс знакомства.

Оказалось, что из родственников Виктора в Баку уже два года как никого нет. Мать и отец его давно умерли, жена вышла за другого, выгнав вечно пьянствовавшего Витю на улицу. Вскоре она продала квартиру и вместе с двумя несовершеннолетними дочерями нынешнего протирателя скамеек умчалась на историческую родину. "Ничего! Вот найду немного денег - отмоюсь, приведу себя в порядок и тоже уеду отсюда", - жадно вцепившись в халявную бутылку пива сказал Витя. "А что ты там будешь делать?", - поинтересовался я. "А здесь я что делаю? Хуже-то все равно не будет. А дома, говорят, и стены помогают", - философски заметил экс-слесарь.

"Домом" он называл Россию, хотя и отец и мать его были похоронены в Баку, а он сам, равно как и покинувшие его дочери и жена, родились в "городе ветров".

Уютный столик в одном из баров столицы. За ним сидят трое друзей - Яшар, Кямран и Паша - все они друзья с детства. Яшар сейчас работает парикмахером, Кямран таксистом, а Паша - бухгалтер в одной из фирм. Он - самый преуспевающий из этой троицы. Но, несмотря на это, и он полон решимости поменять азербайджанский паспорт с "пионерским значком" на российский с двуглавым орлом. "Вы знаете, сколько в Москве и Питере специалисты моего уровня получают? Как минимум "штуку" баксов в месяц! А я здесь за в три раза меньшую зарплату горбачусь. Кроме того, в городе совсем от этих деревенских житья не стало. Понаехали тут, я уже сам себя чужим чувствую", - обосновывал свое решение Паша. С последним его доводом вполне солидарны были и Яшар с Кямраном. Они надеялись на то, что после того, как Паша обустроится в Москве, он перетянет в "белокаменную" и их..

Печально известная в Баку улица Низами. Именно на ней, носящей имя великого поэта и мыслителя, находится "гул базары" - рынок рабов, о котором мы однажды писали. С раннего утра до позднего вечера здесь стоят отечественные безработные, подняв воротники своих видавших виды пальто и курток, спасаясь от беспощадного бакинского ветра.

Стоящие у газетной будки у бакинского Пресс-клуба тоже мечтают о переезде в Россию.

- А что мне здесь делать? Поеду к двоюродному брату в Тюмень. Он там неплохо устроился. Глядишь и для меня работенка у него подвернется, - размышляет ветеран этого "рынка" Шахин.

- А чего же ты столько лет здесь торчал? Давно пора уезжать. Был бы у меня кто-нибудь в России, я бы ни на секунду не задумываясь уехал отсюда, - сказал в ответ сотоварищ Шахина по сдельной работе Аяз.

- Да вот все ждал, что на родине что-нибудь подходящее найду. Но видимо, все же придется уехать отсюда. Семью кормить надо, да и дети уже подрастают. Не хочу, чтобы они мучились, как я. Поэтому и нужно поехать, создать условия для их переезда в Россию, - сказал Шахин, видимо, приняв окончательное решение.

ХОДОКИ К ПОСОЛЬСТВУ

Желающие отъехать на постоянное место жительства на родину Путина, Лермонтова и команды "Спартак" обычно начинают свои "хождения по мукам" со звонка в посольство РФ в Азербайджане. Я тоже решил идти уже проторенным путем.

На звонок ответила девушка с голосом, словно отлитым из металла.

- Девушка, я хочу в Россию уехать, - проговорил я.

- Гражданином какой страны вы являетесь? - спросил металлоподобный голос.

- Азербайджана.

- Так за чем же дело стало? Берите паспорт, покупайте билет и езжайте, - словно не понимая истинной цели моего звонка, недовольно заявила моя собеседница.

- Нет, я навсегда хочу.

- Тогда другое дело. Так бы сразу и говорили. Берите паспорт и приходите к зданию посольства. С понедельника по четверг, с 10 утра можно встать в очередь, К вам выйдут и все объяснят.

Сказав это, девушка ушла из телефонного эфира - не по-русски, а по-английски. Дело было вечером - спорить было незачем. Кроме того, утро вечера мудренее. Вот и решил я пойти туда, куда меня послали, то есть - в очередь.

Перед посольством стояла очередь из одиннадцати человек. Первое, что удивило - большинство из них азербайджанцы. Их возрастные характеристики, равно как и финансовое благополучие, сильно разнились. Вот из машины, припаркованной близ посольства, с чувством достоинства вышли двое грузных мужчин, одетых в длинные лайковые плащи. Один из них громко говорил по сотовому. Судя по акценту, он являлся земляком Аликрама Гумбатова, судя по одежде - пока еще оставался соотечественником.

- Кто здесь старший? - спросил один из важных обладателей лайковых плащей.

- Я, - холодно ответил ему сержант полиции. Из его кармана торчала рация, бушлат был подпоясан ремнем. По сержанту было видно, что он приехал в столицу из одного из солнечных районов республики и уезжать отсюда не собирается. Да и зачем ехать, если в руках у него уже была власть. Он прямо упивался сознанием собственной значимости.

- Подойдите ближе, - повелительным тоном заговорил сержант с двумя новоприбывшими.

И куда только делась былая значительность, с которой двое гордых носителей "прибалтийского" акцента приближались к воротам посольства?!

- Ряис, как нам попасть внутрь? - робко спросил один из них у сержанта.

Тот аж ростом казалось выше стал после того, как его назвали "ряисом". "Встаньте в очередь, я вам сообщу, когда можно будет!", - важно заявил новоиспеченный "ряис" и гордо удалился от расположенного перед посольством легко сдвигаемого железного турникета.

Почувствовав в сержанте большого начальника, обладатели лайковых плащей уже сами направляли к нему следующего прибывшего. "Я в Россию уехать хочу. Навсегда", - сказал им новоприбывший очередник лет 27. "А кто у тебя там живет?", - спросил оторвавшийся от сотового "прибалт". "Дядя", - ответил молодой человек. "Это хорошо. Езжай к нему, он и поможет тебе собрать необходимые документы", - подсказал вмешавшийся в разговор толстый мужчина с роскошными буденновскими усами. "Странно. Я с ним вчера по телефону разговаривал, он мне сказал, чтобы я в посольство России обратился и мне тут все объяснят. Только после этого мне нужно ехать к дяде", - удивленно проговорил парнишка. "Ну, не знаю. Тогда иди к ряису, он все знает", - проговорил мужчина в лайковом плаще.

Парень, которого, как потом оказалось, звали Анар, подошел к сержанту. Тот окинув его оценивающим взором, спросил: "Виза есть?". Анар немного растерялся.

- Нет, - ответил он.

- Тогда тяжелый твой случай. А хоть паспорт-то у тебя зеленый? Ну хоть это хорошо. Для начала пойди переведи паспорт на русский язык, сними с него копию. Потом снова становись в очередь. Они сами тебя вызовут.

Анар начал названивать домой и сообщать о новых фактах, которые помогли бы ему навсегда уехать из Азербайджана. Посоветовавшись с родными, он сел в подъехавшее такси.

- Гражданство России можно получить, только если у тебя там есть жилье. Поэтому и нужно к кому-нибудь прописаться, - объяснял своему соседу по очереди средних лет мужчина по имени Пярвиз.

Примечательно, что в очереди на прием в посольстве русские стояли несколько в стороне от азербайджанцев. "Вы тоже уехать хотите?", - спросил я у одетого в потертую рыжую кожаную куртку светловолосого русского мужчины. "Да нет, я жду родственников. Они внутри здания", - ответил мужчина, представившийся Славиком. Он оказался словоохотливым: "Многие сейчас отсюда хотят уехать. Здесь никакой перспективы нет. Другое дело - Россия. Великая страна, великий народ. А тут что?..", - заявил Славик, махнув рукой и ничуть не смущаясь того, что перед ним стоит азербайджанец. Как оказалось позже, он, родившийся в Баку, с помощью российских родственников собирался покинуть родину.

"Для того я их к себе и пригласил. Напою, угощу, а потом плавно переведу разговор на нужную мне тему", - заговорщицки улыбаясь, проговорил Славик. В этот момент из ворот посольства выпорхнула его родственница - маленькая, сухонькая женщина лет пятидесяти. Она подошла к моему собеседнику и быстро-быстро заговорила. Славик довольно улыбаясь, приобнял ее. Так в обнимку они и покинули шеренгу, ожидавших приема в посольстве.

А тем временем к ожидавшим приема вышел представитель посольства по имени Вадим. Этот средних лет мужчина с бородкой-эспаньолкой, довольно сноровисто расправлялся со стоявшими близ турникета. У одного из граждан были какие-то проблемы с вылетом в Россию. Вадим лаконично объяснил ему выход из положения. "Если и после этого у вас будут проблемы с вылетом - я жду вас завтра с утра", - объяснил он мужчине в дубленке.

Мужчина даже удивился такой вежливости и оперативности. А Вадим царственным жестом разрешил одному из стоявших по ту сторону турникета пройти в здание посольства.

Следующим его собеседником стал мужчина, крайне слабо изъяснявшийся по-русски, но тем не менее стремившийся вновь попасть в Россию. "Вновь" - потому что этого гражданина однажды уже выпроводили из этой страны.

- Да вас просто больше не пустят в Россию. Как только вы на границе покажете свой паспорт, российские пограничники проверят ваши данные по компьютеру, увидят, что вас уже выпроваживали из России, и больше вас по ту сторону границы не пустят, - объяснял Вадим мужчине.

- Поцему? - удивился носитель державного акцента.

- Согласно закону "О правовом положении иностранных граждан в России", - пояснил Вадим.

- А что там написано? - настаивал мужчина, уже начинавший вызывать раздражение остальных "стояльцев".

- Там написано, что лицо, депортированное из России, не имеет права въезжать на ее территорию, - спокойствию Вадима можно было только позавидовать.

Его настырный оппонент записал название этого закона и наконец удалился.

Наконец очередь дошла и до меня.

- Я хочу получить гражданство России, - произнес я заветные слова.

- Приходите завтра в десять утра. С собой надо иметь паспорт и 10 долларов. Это - плата за консультацию с юристом, - лаконично объяснил Вадим. После этих слов он взглянул на часы и скрылся за воротами.

Стоявшие в толпе тяжело вздохнули, но расходиться не собирались и угрюмо продолжали ожидать своей очереди на аудиенцию с представителем великой державы.

МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ

Как оказалось, легальный способ получения российского гражданства - не единственный путь для желающих связать свою жизнь с этой страной.

"Насколько я знаю, сейчас посольство РФ, если и вообще не прикрыло, то очень ограничило возможность получения гражданства России, - сообщил мне знакомый юрист Ильхам. - Лучший способ получить гражданство - это поехать в РФ".

Он же пообещал мне найти одного своего знакомого, который устроит (естественно, не бесплатно) консультацию о том, куда и как нужно в России обратиться, чтобы получить российский паспорт. Через пару дней была назначена встреча. Напротив меня сидел мужчина лет 40-45. Назвался он Эюбом.

- Папа или мама в России живут? - с места в карьер начал он.

- Нет, только тетя.

- Жаль. Нужно, чтобы хотя бы один из родителей был прописан в России. Тогда бы твое дело было плевым, - заявил мой визави.

Мы выпили по кружке пива. После этого собеседник задал еще один интересовавший его вопрос. "У тебя какой паспорт?", - спросил он. "Свежий, "зеленый", - ответил я, гордо доставая из широкий штанин лежавший в них дубликатом бесценного груза азербайджанский паспорт. Оказалось, что опять - не слава Богу!

- Это плохо. Нужен старый, советский.

- Но ведь все сдают его при получении нового паспорта, - удивился я.

- Не все, - отрезал он.

По его словам, "серпасто-молоткастый" помог бы мне оформить прописку в каком-нибудь уездном городе России. Например, у той же тети. А так - придется тратить драгоценное время. Кроме того, российские власти очень внимательно в последнее время стали относится к новоиспеченным гражданам своей страны. Особенно, если они из Закавказья.

Наконец, мы подошли к вопросу цены на заветное обретение российского гражданства. "Все от тебя зависит. Можно и за 1500 баксов, но тогда на получение различных справок уйдет полгода. А можно и за 2500 долларов. И максимум через 3 месяца - ты гражданин России. Но в любом случае для этого необходимо выехать на место. Сидя в Баку, эту проблему не решить", - подвел итог Эюб.

* * *

Наши власти постоянно, как заклинание, повторяют слова о "неуклонном росте благосостояния азербайджанского народа". А сам народ, проявляющий "черную неблагодарность" к властям, голосует против них - ногами. Население бежит куда только может, даже в Россию, где положение не намного лучше, чем у нас. Очереди в посольство РФ и других стран не сокращаются, а только растут. Видимо, уезжающие действуют согласно старой китайской мудрости: "Если в стране не почитают стариков, не заботятся о детях и не уважают знания - беги из этой страны".

ГАСАН АКПЕРОВ

Еженедельная аналитическая газета "Бакинские ведомости", № 1, 09 апреля 2005