РЕЛИГИЯ

Право

ЧТО ДАЛ ИСЛАМ ЖЕНЩИНЕ?
(посвящается Году Пророка Мухаммеда (с) "Неужели он опять убьет дочь свою?! Неужели у него поднимется рука?! Неужели он не сжалится над своей родной дочерью?!" Вот уже несколько лет, как они скрывали от этого бедуина существование у него дочери. Когда она родилась, ему сказали, что ребенок мертворожденный. Но спустя 6 лет он случайно узнал правду. И рука его не дрогнула. Он в четвертый раз собственными руками убивал собственное дитя. В четвертый раз он закапывал свою дочь в землю, поступив с ней так же, как и с предыдущими тремя дочерьми.

Много лет спустя он встретил одного из сподвижников Пророка (с). И луч истины озарил черствую душу бедуина, но до конца жизни в его ушах апокалипсическим набатом звенел голос его кровиночки: "Отец, не делай этого! Отец, за что ты меня убиваешь?! Отец, сжалься надо мной!" и немой укор невинных глаз хуже адского пламени вечно будет сжигать его душу. Это - одна из типичных сцен для доисламской Аравии. Дети становились жертвами варварской традиции, властвующей над Аравией времен "джахилиййа" - доисламской темноты, невежества. Согласно этой традиции, дочь в семье - источник зла и неудач; дочь - это фактор, делающий мужчину уязвимым по отношению к врагам. И в этой извращенной системе координат убить свое дитя, закопать ее живьем в землю, считалось признаком доблести и отваги.

Казалось, что ничто не в силах сломать железобетонную стену изуверской действительности. Но свершилось чудо. И черствость сердец, ржавчина души зашедшего в тупик человечества как бы растаяли под воздействием какого-то особого эликсира - эликсира красоты и жизни, любви и милосердия. веков назад человечество входит в новую фазу развития: всемогущий Аллах возложением пророческой миссии на последнего из пресвятых посланников и ниспосланием посредством него последней из своих священных книг - Корана - проявляет свое бесконечное милосердие и доброту. Это было то время, когда человечество завело себя в тупик бессмысленной гордыней и воинствующим невежеством, вопиющей жестокостью и бесчеловечностью. Человечество истосковалось по душевности, оно жаждало любви. И оно получило эту любовь - святейший Пророк (с) своим примером, всей своей жизнью и своим учением преподал человечеству урок любви и милосердия. Среди других позитивных изменений, привнесенных исламом, особое место занимает устранение негативного отношения к женщине. Возможно, никогда в судьбе женщины не происходили столь революционные изменения, как тогда, 14 веков тому назад. Из послушного орудия, предмета домашнего обихода она превращается в венец творения. Вне зависимости от географии проживания, женщина везде была человеком второго сорта. И вот наступил конец эры варварского отношения к ней. Женщина возвышается до высоты мироздания - до уровня совершенства, которое трудно было даже представить.

Наступление этой новой эры символизирует собой благочестивая Фатима – свет очей Пророка Мухаммеда (с), частица его тела, плод его души. Фатима - совершенная личность. Личность, которая достигла такого уровня совершенства, что пророк говорил о ней: "То, что является причиной ее гнева, разгневает и меня, а то, что обрадует ее, обрадует и меня. Она - первый человек из Ахли-Бейта (святого семейства пророка), который присоединится ко мне".

Ислам кардинально меняет статус женщины. Считавшаяся причиной греха, отступничества, источником зла и т.д., она в одночасье превращается в источник добра и блага, в причину божественной милости. В том мире, где в семье негативно относились к рождению девочки с приходом ислама начинают благодарить ышнего за ниспослание дочерей - так как это является источником благополучия и бараката (по исламу, наличие девочки в семье является фактором, определяющим особую милость Всевышнего и, как следствие, причиной благоденствия). В своем последнем учении для человечества Всевышний определил систему ценностей, в соответствии с которой совершенство человека определяется не различием пола, не расовой или национальной принадлежностью, не его физическими и физиологическими особенностями, а его достоинством и благочестием. По исламу, степень совершенства человека определяется уровнем гармоничного развития индивида, осуществляемого им в плоскости достоинства и добродетели.

И когда всякая общественная активность и проявление гражданской позиции еще были чужды человечеству, тем более со стороны женщины, на протяжении всего лишь нескольких лет ислам в образе благочестивой Фатимы, а затем и ее дочери Зейнаб дает образ истинной совершенной женщины, которая своей активной гражданской позицией и беспощадной борьбой против деспотизма намного опередила даже сегодняшнее, постмодернистское понимание этих категорий. И крайне обидно, когда и сегодня все еще существует гендерное неравенство, когда и в наши дни происходит "живое погребение" женского достоинства, женской сути, когда женщина воспринимается не как личность, а только лишь как объект эксплуатации, предмет наживы. А самое обидное, когда ущемление прав женщин даже на бытовом уровне совершается под прикрытием религии. Якобы вероучение позволяет подобное бессовестное обращение с женщиной.

Такое восприятие религии - результат синтеза чудовищной индоктринации, оболванивания людей и религиозных толкований, выдаваемых крайне невежественными псевдоучеными, которые в соответствии со своим убогим мировоззрением пытаются на свой лад интерпретировать океан мудрости, коим является ислам. И, к сожалению, в моменте восприятия ислама указанные посылы превалируют. Все еще у многих сильно желание подавить женщину, не дать ей реализоваться, лишить ее божественных прав и свобод. И по сегодняшний день истинный образ женщины в исламе не преподносится обществу в классической форме, где женщина имеет равные с мужчиной права, а кое-где и наделена большими правами. "Услуживайте матерям, угождайте им, ведь рай находится под их ногами", - говорится в хадисе от благочестивой Фатимы (с.а.). В исламе женщина своей активной гражданской позицией не только не уступает мужчине, но даже в некоторых аспектах служит примером для него, как в случае Фатимы и Зейнаб. Именно святая Фатима впервые высказалась в защиту попранных прав и именно Зейнаб мужественно бросила обвинения в лицо йезидовской деспотии и возвестила всему миру правду о Кербале.

Но на эту же женщину, которая является проводником положительных преобразований в обществе, возложено и другое бремя - быть основой семьи - первичной ячейки общества и источника его гармоничного развития. Быть товарищем по жизни для супруга, любящей матерью для детей и носителем гармонии для всей семьи. И как актуально сегодня звучит призыв благочестивой Фатимы (с) к человечеству: "Самым благочестивым среди вас является тот, кто мягок и милосерден во взаимоотношениях с людьми. И самый ценный из вас тот, кто мягок и уступчив в отношении своей супруги".

О, мой Аллах! Упаси нас от погружения в омут невежества и мракобесия! мой Аллах! Определи нас достойными продолжателями животворящей миссии благочестивой Фатимы (с.а.)!

Хаджи ИЛЬГАР ИБРАГИМОГЛУ, философ-теолог,
имам-джамаат мечети "Джума" в Ичери шэхэр, ibrahimoglu@gmail.com

Еженедельная аналитическая газета "Бакинские ведомости", № 15 (53), 22 апреля 2006

© www.monitorjournal.com | All Rights Reserved