ЛЮДИ

Интервью

ПОЛНЫЙ РЕГРЕСС
"Я не хочу жить в стране, где слово "учитель" является синонимом взяточника"

Самир Мирзоев, пианист. Окончил Азербайджанскую государственную консерваторию им. Узеира Гаджибекова. После переименования последней в Бакинскую музыкальную академию, окончил аспирантуру данного учебного заведения. Лауреат множества международных и республиканских конкурсов. Один из соучредителей Центра современной инициативной музыки «SoNoR». Объездил с гастролями двенадцать стран. Выступал по радио и ТВ Берлина, Москвы и Стамбула. По официальному приглашению два года работал солистом в государственном симфоническом оркестре Антальи. После открытия в этом городе в 2002 году консерватории, по просьбе ректората создал в данном учебном заведении кафедру фортепиано, которую возглавляет и по сей день.

- Расскажите, пожалуйста, о своей работе в Турции.

- Когда в 2002 году меня пригласили в консерваторию Антальи, первым долгом передо мной поставили задачу создать там советскую школу фортепиано. Тогда я понял, что одному мне с этим не справиться, и я пригласил туда еще нескольких специалистов из Азербайджана. По прошествии четырех лет я с уверенностью могу сказать, что наша кафедра на сегодняшний день является самой сильной и авторитетной во всей Турции. Несмотря на то что, консерватории Антальи всего четыре года, наши студенты уже успели выступить со множеством концертов во многих городах Турции и стать лауреатами престижных конкурсов. Но самый большой мой успех - это завоевание моим студентом Гран-при одного из международных конкурсов. В Турции есть консерватории, которым за семьдесят лет, но подобного успеха они добивались всего два-три раза.

- Очень часто мы слышим, что интеллектуальный потенциал Турции и Азербайджана несравним и что мы как минимум на голову выше турков. Вы согласны с этим утверждением?

- Доля истины в этих словах есть. Ведь мы прошли через советскую систему образования. Хотя сегодня в Турции мы сталкиваемся с вполне справедливым вопросом: «чего же вы добились своим интеллектуальным потенциалом, если все ваши специалисты разъехались по всему миру?». И они правы. Все более или менее талантливые люди, специалисты своего дела покинули страну и на сегодняшний день очень сложно утверждать, что мы на голову выше Турции. Скорее наоборот. Соседнее государство сегодня привлекает специалистов из бывших республик СССР и платит им высокую зарплату. Благодаря этому сейчас в Турции появляется образованная, перспективная молодежь, чего не скажешь о нашей стране, молодежь которой получает отметки за взятку и таким же способом покупает диплом.

Думаю, самая большая ошибка советской системы образования - это предоставление всем желающим возможности получения бесплатного высшего образования. Все кому не лень получали тогда дипломы. Поэтому сегодня в нашем обществе такое огромное количество дипломированных даунов. Человек должен тратить на образование огромные деньги, только тогда он будет знать цену своему образованию.

- Если вы сами признаете, что у нас острый дефицит специалистов, тогда почему согласились уехать из Азербайджана?

- Жизнь в Азербайджане ни духовно, ни материально меня не удовлетворяла. Думаю, это веское основание для того, чтобы уехать? В Турции я материально обеспечен и это дает мне возможность зациклиться на своей работе. А на родине, чтобы купить смокинг для концерта, нужно потратить двухмесячную зарплату. Разве можно жить и работать в таких условиях?

С другой стороны, в Турции учитель (ходжа) уважаемый всеми человек. А в Азербайджане само понятие «учитель» (муаллим) девальвировалось и применяется где попало и к кому попало. По отношению к коррупционеру, сутенеру, подонку, политической проститутке, убийце, шантажисту и т.д. Это слово потеряло свою магическую, сакральную силу, свое благородное значение и лично у меня вызывает отвращение. Обращение типа «Самир муаллим» - наивысшее оскорбление для меня. Поэтому я не могу и не хочу работать и жить в стране, где слово «учитель» является синонимом взяточника.

Мои студенты в Турции - благодарные ученики. Они знают цену образованию и уважают своих А это уважение для меня значит гораздо больше, нежели деньги.

- А если сравнивать турецкую и азербайджанскую молодежь, какая разница между ними?

- Турецкая молодежь в массе своей идейна. Кого только не встретишь в этой стране? Исламистов, левых, националистов и прочих «истов». Даже если попадаются нигилисты - все равно ведь это так прекрасно! Что касается Азербайджана, могу сказать только одно. Если в наших условиях находятся молодые люди, которые действительно хотят учиться, получить образование, то не все еще потеряно. Я знаю, что есть у нас молодежь, хотя и малочисленная, которая понимает, что доллар это не Бог и не самое главное в этой жизни. Таких людей я называю святыми. На них даже можно молиться.

- По-вашему, азербайджанский народ имеет право называть себя культурной нацией?

- Мы утратили всю свою пассионарность. Причем давно. В культуре прогресса не наблюдается, а регресс идет полным ходом. Однако чем занимаемся мы, люди культуры? Что мы делаем для того, чтобы исправить положение дел? Всего лишь медитативно наблюдаем и осуждаем.

Наше общество катится в пропасть. Псевдокультура пожирает массы. Как правило, если в обществе доминируют милитаристские настроения, культура регрессирует. Но и военного духа-то у нас нет! Следовательно, Азербайджан не поддается никакой логике, и универсальные правила на нас не распространяются.

Наша страна сама по себе - это грозное предупреждение судного дня. Азербайджан - клоака воинствующего лицемерия. То, что происходит у нас, можно назвать всенародной оргией. Приближается апокалипсис.

- Как вы относитесь к тому, что консерваторию им. Уз. Гаджибекова переименовали в Бакинскую музыкальную академию?

- В прямом смысле этого слова, я был в шоке, когда узнал об этом. Даже если власти по политическим соображениям начали менять названия вузов, великого Гаджибекова они должны были обойти стороной. Это один из тех редких гениев, благодаря которым славится наша страна. Все турки соглашаются с тем, что у нас великая традиция академической музыки. У них, например, нет Кара Караева, Фикрета Амирова и Узеира Гаджибекова. Может быть, перечисленные мною композиторы далеко не Берлиозы или Бетховены, но тем не менее.

Я рад, что памятник великого Гаджибекова до сих пор стоит на месте. Хоть за это спасибо.

- Предположим, Турции далеко да нашей академической музыки. Хотя я думаю, вы согласитесь с тем, что наши великие композиторы являются продуктом советской империи? Но почему мы отстаем от той же Турции в эстрадном жанре? Почему поп-музыка у нас не развивается, или, точнее говоря, развивается слабо?

- Да, я однозначно с вами соглашусь. Бесспорно, наши великие композиторы - это продукт советской империи. Что касается поп-музыки, она для меня не является музыкой как таковой. Это имитация музыки. Но, предположим, что это все-таки музыка. В таком случае для ее развития требуются огромные деньги. Для такого жанра необходима визуальная поддержка: клипы, реклама, раскрутка и т.п. У наших исполнителей таких денег нет. И хорошо, что нет. Даже не имея этих средств, они умудрились оккупировать всю республику.

Посмотрите на уровень наших эстрадных и неэстрадных певцов! У меня при виде этих гнусных физиономий сжимается сердце. Мне кажется, это тотальное бескультурье и аморальность насаждается сверху. Омерзительные песни толстых, безобразных, усатых, пузатых и уродливых существ стали нашим гимном. Отсюда вывод – высокая культура не для масс. Масса, тем более такая первобытная, как у нас, заслуживает того, что имеет. А имеет она то, что вы видите каждый день по телевизору и слушаете в маршрутках.

Беседовала
КАМА СУТРОВА

Еженедельная аналитическая газета "Бакинские B>едомости", № 29 (67), 19 августа 2006   
© www.monitorjournal.com | All Rights Reserved