РАСКОПКИ



Расследование

ГУДБАЙ, РЕВОЛЮЦИЯ!

Призрак ходит по Европе... Спустя почти век после пролетарской революции, чуть было не заразившей всю "буржуазную старушку", народное восстание вновь правит бал на европейском пространстве. Вот только цвет революции изменился. Отныне не марксизм - идеологическое вдохновение для народных масс, жаждущих справедливости, а западная демократия - идеологическое знамя народов, стремящихся построить справедливое общество.

Как и век тому назад, идея экспорта народной революции привлекает основное внимание европейского общественного мнения. История злорадствует, ибо центр мировой контрреволюции, полностью посвятивший себя борьбе с народным восстанием, стал родиной революции XXI века. Речь идет о Соединенных Штатах - колыбели новой мировой революции. Воспользовавшись методом борьбы своих былых идеологических противников, американцы теперь сами проповедуют борьбу с авторитарными монархами, призывая народы к освобождению.

На наших глазах рушатся последние оплоты диктатуры - Афганистан, Ирак, Грузия, Украина. Народные волнения охватили и Румынию. А главный политтехнолог Кремля предвещает "оранжевую революцию" уже в самой России. "Пояс бархатных революций" основательно окружил путинский режим карикатурной диктатуры.

Популярность революционной идеи наталкивает многих в Азербайджане на мысль о том, что и нам было бы не худо приобщиться к странам, ставшим на путь демократии и процветания. Но почему Вашингтон не решился претворить в нашей стране бархатную революцию - ведь почва для крушения авторитаризма была столь благодатной? Почему американцы закрыли глаза на создание в Европе "сирийской модели монархии"?

После каждой революции в той или иной стране СНГ, эти вопросы, обращенные к Вашингтону, становятся в Азербайджане все более актуальными. Но мало кто в нашем обществе знает о том, что идею бархатной революции в Азербайджане похоронили не власть имущие, а сами революционные силы. Да, именно азербайджанская оппозиция убила саму надежду на бархатную революцию в Азербайджане.

ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ

Учитывая активность нашей оппозиции и буквальный взрыв общественного негодования политикой Г.Алиева в середине 90-х годов, спецслужбы Соединенных Штатов первыми обратили свой взор на нестабильную ситуацию в стране и сочли возможной бархатную революцию в Азербайджане. Уже в 1997 году в Азербайджане возникла классическая пред-бархатно-революционная ситуация.

Раскол правящей элиты был более чем очевиден. После своей отставки экс-спикер парламента Расул Гулиев нашел свое пристанище именно в Вашингтоне. И не случайно. Р.Гулиев, который пользовался поддержкой части правящего класса, выразил свое решительное намерение вступить в борьбу за политическую власть. Правящая элита выражала недовольство политикой Г.Алиева, который построил централизованную систему разграбления национальных богатств и планомерно создавал абсолютистские устои "нового государства". А социальная напряженность в стране в тот период присутствовала у абсолютной части общества, выразившей доверие президенту на выборах 1993 года.

Надежды на возвращение Карабаха также были похоронены. Президент стал открыто признавать свое бессилие в решении этой проблемы. Застой поразил все сферы жизни, коррумпированная власть угнетала общество.

Переход Р.Гулиева из тайной "оппозиции во власти" в системную оппозицию, социальный кризис, политические репрессии, "карабахский провал", кризис во взаимоотношениях с Россией, Ираном и Западом создали в Азербайджане предреволюционную ситуацию. Призрак революции замаячил на площадях и улицах столицы.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПЛАН, МИСТЕР X?

Именно в этот период американские спецслужбы разработали план прихода к власти Расула Гулиева в коалиции с национал-демократическими силами. Объединение сил части правящей элиты и лидеров оппозиции является основным условием бархатной революции, обеспечивающий плавный переход власти к ставленнику Вашингтона.

Сотрудничество между Р.Гулиевым и основной частью оппозиции - в лице башгана "Мусавата" Исы Гамбара - не могло не беспокоить президента Г.Алиева. Г.Алиев, в силу своего политического мастерства и нечеловеческой интуиции, почувствовал возникшую опасность. Чиновничьи крысы стали срочно покидать тонущий корабль генерала Г.Алиева. Как гром среди ясного неба разносились известия о громких отставках функционеров и депутатов от правящей партии, которые переходили в новый лагерь к Р.Гулиеву. Президент понимал - в такой ситуации малейшее промедление может обусловить коллапс его дела и похоронить перспективы Семьи.

Согласно "плану бархатной революции", еще в 1997 году была выдвинута идея о создании мощной политической партии для Р.Гулиева, во главе которой должен был стать покойный академик, Герой Советского Союза Зия Буньятов. Кстати, начиная с 1996 года, З.Буньятов стал выражать свое явное недовольство политикой президента. О бунте З.Буньятова заговорила вся страна. Заместитель Г.Алиева по партии З.Буньятов с парламентской трибуны стал подвергать разрушительной критике членов правительства, оборонное ведомство и наконец - самого президента. Одновременно с этим З.Буньятов начал вести активные переговоры о создании партии.

План был разработан, схема задействована. В Азербайджане назревали большие катаклизмы.

Кстати, выбором кандидатуры З.Буньятова политтехнологи, разработавшие "бархатную революцию", сделали серьезную заявку на успех народного восстания, ибо масштаб личности покойного академика, его безупречная репутация и высокий статус как в правящей элите, так и в обществе обещали создание качественно новой, мощной политической силы.

С начала 1997 года, согласно плану турецких издательских технологий, примененных нашими отечественными газетными издателями, оппозиционная пресса выдвинулась на первый план и завоевала симпатии десятков тысяч людей, выступающих против власти. Расул Гулиев мог рассчитывать на пропагандистский ресурс, используя благосклонно к нему относящийся телеканал.

Всем нам известна первостепенная роль телевидения как в Грузии, так и в Украине, где оно послужило идеологическим буревестником революции. Именно Р.Гулиев имел наибольшее моральное право рассчитывать на поддержку ANS, поскольку своей второй жизнью этот телеканал был обязан именно ему.

Что же касается внешнеполитического ресурса, то в этот период Р.Гулиев сильно активизировал свои встречи и переговоры с представителями американской администрации - представителями Белого дома, госдепа, конгресса, ЦРУ. Р.Гулиев опирался на поддержку американского истеблишмента, за исключением нефтяного лобби. А также имел тесные связи в госдепе и ЦРУ.

Политическая элита Америка жаждала демократических перемен в нашей стране. Американские благотворительные фонды в конце 90-х годов оказывали азербайджанской оппозиции и неправительственным организациям (находящимся в оппозиции) намного большую финансовую помощь, чем их коллегам в той же Грузии. Другой вопрос, что в большинстве случаев эти средства, исчисляющиеся миллионами долларов, уходили на удовлетворение личных потребностей оппозиционеров. К примеру, тот же Фонд Сороса, выделивший деньги на установление на Майдане Незалежности огромного телемонитора, еще год тому назад выделил нашим оппозиционерам аналогичную сумму на приобретение такого же монитора, который должен был быть установлен на площади Свободы. Телемонитора там нет до сих пор.

Словом, развязка близилась. В Азербайджане и за его пределами стали готовиться к революции 1998 года. Предстоящие президентские выборы обещали неминуемый крах Гейдара Алиева.

КОНТРПЛАН ПАТРИАРХА

Президент Г.Алиев, как никто другой, понимал всю трагичность ситуации, ибо интересы власти всегда были для него превыше интересов страны. Получив всестороннюю и полную информацию из своих западных источников о деталях плана по своему смещению, с целью спасения ситуации генерал КГБ разработал контрмеры и превентивный план действий.

Г.Алиев понимал, что в первую очередь ему необходимо разрушить коалицию части власти с оппозиционными силами, а затем внести смуту и анархию в ряды самой оппозиции. Первым делом президент решил "вернуть из ссылки" одного из лидеров оппозиции - своего предшественника Абульфаза Эльчибея. Как ни странно, Эльчибей в очередной раз в буквальном смысле спас Г.Алиева от неминуемого краха.

Заслуги Эльчибея в деле спасения Г.Алиева от "горбачевских" следователей, расследовавших хлопковые приписки патриарха, а также - в сдаче ему власти в 1993 году убеждали президента в преданности ему лидера фронтистов. По сигналу из Баку А.Эльчибей сразу же покинул историческую родину и вернулся в столицу. Но для чего? Ведь после своей отставки этот политик, проявивший непростительную слабость, потерял вотум доверия общества. Кроме того, к счастью Эльчибея, после краха 1993 года Иса Гамбар совершил роковую ошибку, из-за которой он спустя пять лет потеряет десятки тысяч голосов своих избирателей. И.Гамбар не смог (или не захотел) избавиться от дырявого и поникшего знамени нацдековской оппозиции - эльчибейства. И возвращение Эльчибея предопределяло неминуемый отход И.Гамбара на вторую роль в оппозиции.

Г.Алиев понял - только возвращение Эльчибея может похоронить коалицию Гулиев-Гамбар и предотвратить союз власти и оппозиции. Случилось именно так, как рассчитал патриарх. После своего возвращения экс-президент Эльчибей направил огонь критики против Р.Гулиева, обвинив его в терроризме, двурушничестве и предательстве. И наконец Эльчибей заявил о своих президентских амбициях. Г.Алиев прогнозировал, что И.Гамбар отступит, поскольку выступление против Эльчибея предполагало раскол системной оппозиции, ибо ядро оппозиции составляли две партии, во главе одной из которых стоял А.Эльчибей.

Раскол коалиции Р.Гулиева и И.Гамбара, замешательство в оппозиции, вызванное появлением Эльчибея, усугубилось еще и тем, что Г.Алиев запустил еще один противовес в пику ставленнику Вашингтона. Он реанимировал и активизировал Этибара Мамедова - второго потенциального союзника недовольной части трайбовой элиты. Согласно плану Г.Алиева, Э.Мамедов должен был стать "эрзац-альтернативой" на президентских выборах, которая оттянет часть протестного электората.

Операция "Ренессанс Э.Мамедова" была выполнена на самом высоком уровне технологий генерала КГБ.

Дальше - больше. Президент внес смуту в оппозиционные ряды, а далее был нанесен удар по Зие Буньятову. Собственно говоря, убийство академика может быть объяснено исключительно политическими мотивами. У нас в стране убивают только по двум причинам - из-за денег или из-за власти. С уничтожением академика власть дезавуировала все виды и планы, связанные с бунтующим героем страны.

План бархатной революции стал трещать по швам. Но несмотря на это, искренней части оппозиционеров и власть имущих накануне президентских выборов все же удалось довести протестные настроения недовольного общества до кульминационной точки. Уже в сентябре 1998 года Азербайджан оказался в шаге от ошеломляющего политического кризиса.

ПОБЕДА РЕАКЦИИВ сентябре 1998 года Баку очень сильно напоминал сегодняшний Киев. Десятки тысяч людей вышли на улицы с требованием справедливых президентских выборов. И многие с большим удивлением восприняли то, что власть оказалась не готовой к отражению революционной волны. Мятежники один за другим покоряли полицейские кордоны, а неподготовленные блюстители порядка спасались бегством от возмущенной толпы.

Власть рушилась на глазах. Оппозиция была на шаг от власти. Предприняв неимоверные усилия по предотвращению бархатной революции, Г.Алиев оказался бессильным в подавлении бунта людей, требующих отмены назначенных выборов. В те дни коридоры власти охватили невиданные доселе паника и неразбериха. Алиевские чиновники, наблюдавшие за народным восстанием, уже практически смирились с падением своей власти.

Сам Г.Алиев, боровшийся за власть не на жизнь, а на смерть (через три месяца, не выдержав напряжения борьбы, президент подорвал свое здоровье и находился между жизнью и смертью), также предвидел неминуемый крах своей власти. Личный самолет президента был готов в любую минуту принять своих пассажиров - члены Семьи готовились к бегству.

12 сентября власть Г.Алиева фактически пала. И тогда по личной просьбе Г.Алиева А.Эльчибей провел встречу с И.Гамбаром, упрашивая его отказаться от следующей манифестации.

От переговоров этих людей зависело будущее Азербайджана и судьбы миллионов. Но реальность прихода к власти Р.Гулиева заставила этих двух лидеров отказаться от следующей манифестации и похоронить саму идею бархатной революции.

Сопротивление было сломлено, реакция восторжествовала, а Азербайджан потерял историческую возможность стать первой постсоветской республикой, где было бы поднято знамя бархатной революции и построена демократия.

РАЗОЧАРОВАНИЕ

Это единственное чувство, которое вызывает азербайджанская оппозиция. У нас нет и не может быть никаких претензий к американской администрации, которая в свое время сделала все возможное для падения диктатуры. Все наши обвинения - в адрес лидеров оппозиции, вся борьба или имитация борьбы которых привела к фарсу, разыгранному 16 октября 2003 года.

Оппозиция проиграла. И этот путь лидерами противников Алиевых был избран осознанно. Репутация лидеров оппозиции, их соглашательская сущность не оставила другого выбора для экспортера мировой революции, как создание "ближневосточной модели демократии" на революционном материке. Как же актуально в этой связи признание Ленина, сделанное им в годы реакции: "Наше поколение, скорее всего, не увидит революции". Гудбай, революция!

ЗЙНУЛЛА ФАТУЛЛАЕВ

Еженедельное аналитическое pевю "Монитоp", № 79, 18 декабря 2004