ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Рабочее время

Что сделал бы Карл Маркс с Solitaire?

Так называемые электронные рабочие места полны искушений. Один из американских сенаторов создал одного из самых главных “убийц времени” - Solitaire (электронную игру в пасьянс). Прочитав эту статью, вы сможете узнать что политики собираются предпринять против электронных карт, и что мог делать Карл Маркс, если обнаружил бы работников, играющих в игры в рабочее время.

Нет сомнений в том, что на самом деле все читатели этой статьи во время работы не играют в игры. Хотя компьютерное рабочее место - это клубок соблазнов в век электронных и информационных развлечений. Некоторые работодатели блокируют определенные web-страницы на компьютерах для своих служащих, другие используют специально разработанные программные обеспечения, чтобы не распылялся так дорого оплачиваемый человеческий потенциал, и чтобы большая часть рабочего времени не растрачивалась на частные электронные письма, пожирающие время Flash-Games (так называемые электронные флеш - игры).

В штате Северная Каролина (США) обнаружили, что враг сидит не в сети “Интернет”, а в самом компьютере, в его жестких дисках. Это легко устанавливаемая, быстро изучаемая и крайне соблазнительная электронная игра в карты Solitaire, т.е - пасьянс. Сенатор Остин Оллран (Austin Allran) даже высказал опасение, что эта игра разрушает продуктивность работы государственных служащих. По его предложению, из 50.000 компьютеров, которые функционирует в госучреждениях Северной Каролины, должны исчезнуть заранее установленные в них компьютерные игровые узлы, чтобы на “поиски мин” и “раскладывание электронных карт” государственные работники не тратили ни минуты рабочего времени. По мнению газеты “Christian Science Monitor”, “первый антипасьянсовый закон” страны уже на горизонте.

“Психологоческое удовольствие” против “отчуждения” К. Маркса

Сенатор Аллран обещал в миллионную экономию в случае запрета электронных игр. “Christian Science Monitor”, напротив, цитируя отрывок из статьи социолога Билла Снайзека (Bill Snizek) из технического университета Виргинии, в которой тот пишет о пасьянсе по истине в марксистском духе: если бы в 19 веке рабочее иногда играли в пасьянс, они не растеряли бы “значительной части своей индивидуальности” в монотонной рутине фабричной системы.

Снайзек бьет тревогу и по поводу “Point-and-Klick-Bummelstreik” (“Точка и Клик-Прогулка”) современных рабов компьютера (того, что еще Маркс называл термином “отчуждение”): он спрашивает, могут ли служащие получать “психологическое удовольствие” от времени, официально отведенного на игры? Не задевает ли это их самолюбие?”. Здесь уместно вспомнить об Отто Валкесе (Otto Waalkes), который в свое время предложил подслащать монотонную работу на конвейере “пестрыми отвертками”.

К чему ведет наплыв таких игр, как на примере “имитации убийств президента”

Борьба с нашествием видеоигр является в Северной Америке в настоящий момент больной темой: не только в Северной Каролине, но и в Мичигане, Иллинойсе и Калифорнии уже приняты законы, которые должны ужесточить контроль за их продажей. По ту сторону границы, в Канаде, та же проблема в двух провинциях также приняты такие законы.

Однако сейчас речь идет уже не о раскладке карт в рабочее время, а о передаче игр от взрослых к детям. Проводимые ранее проверки сочли не достаточными. По словам сторонников ужесточения закона, торговцев, которые не соблюдают возрастных ограничений при продаже электронных игр, необходимо привлекать или по существующим законом, или нужны новые.

Чтобы подчеркнуть важность этого совершенно похвального намерения, калифорнийский депутат Леланд Ии (Leland Yee) предложил компьютерные игры приравнять к порнографии, сигаретам и спиртным напиткам, от которых также должны быль защищены дети. “Что бы не позволять несовершеннолетним покупать игры, им надо четко объяснить, за что мы сажаем людей в тюрьму”, - говорил он агентству Рейтер.

Заинтересованная сторона приводила в примеры содержание некоторых игр, не должны попадать в руки детей: “Жестокое обрашение с женщинами издевательства над ними, убийства полицейских. Убивают даже президента Кеннеди”. Язвительно комментируя отрасль по производству игр (“Gamesindustrie”), в доказательство своих мыслей они приводять в пример “наплыв таких игр, как “имитация убийства президента Кеннеди”, которое представлено во всех подробностях”.

Но вернемся назад к Марксу и пасьянсу: на то, что компьютерные игры на рабочем месте могут помочь преодолеть не только “отчуждение”, но и конкретно увеличить продуктивность, указывает вся ранняя история такой, между прочим, прибыльной отрасли промышленности, как производство компьютеров. Примерно одновременно с первым компьютером появились и компьютерные игры. Многие работники, разработавшие такие игры, должны были делать в это время что-то совсем другое.

Например, несколько студентов технологического института из Массачусетса в шестидесятые годы запрограммировали так называемый PDP-1 (этот аппарат можно назвать первой игровой приставкой), хотя назывался он назывался “миникомпьютером”, но размером был с холодильник. Есть люди, которые и теперь стараются приводить в движение старый PDP-1, который стоит в калифорнийском музее Mountain View.

Архигейм от MIT сегодня выглядит еще современнее

В 1961 году Мартин Грец (Martin Graetz) и несколько других студентов должны были решить дифференциальные уравнения при помощи “миникомпьютера”. Вместо них они разработали “Звездные Войны”, возможно первую компьютерную игру в мире. По поводу вопроса, какая игра появилась первой, спорят кое-где с религиозным усердием. Некоторые уверены, что игра Pong (электронная игра в теннис) на рынке появилась позже - только в семидесятые - восьмидесятые годы.

“Звездные Войны” и сегодня выглядят также современно, несмотря на их скромную игровую механику. А эта игра принадлежит мультиплейеру, который был создан еще в 1961 году... 2 игрока в космических кораблях, которые вращаются вокруг центрального источника гравитации, наступают друг на друга. Кто первым сбивает другого и одновременно избегает перемещения в черную дыру в середине экрана, выигрывает. Имитация гравитации и простое управление вдохновили позже многих дизайнеров других игр, например C64-”Low-Budget-Klassikers” или “Траст”.

Советы современному работнику

Если Ваш работодатель убрал пасьянс с жесткого диска, а также Ваш доступ в Интернет, но внутренная сеть все еще функцианирует, значит не все потеряно. Однажды договоритесь с коллегой и займитесь игрой - “Оригинальными Звездную Войну” (“Original-Space-War”).

Значит, Вы против “отчуждения”, на которое сетовал великий Карл Маркс!

Перевод с немецкого: Рафик Мамедли, mammadli@mail.com

Еженедельная аналитическая газета "Бакинские ведомости", № 5, 14 мая 2005