ОБЩЕСТВО

Смена

ГЕЙДАРИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ ПРОВАЛИЛАСЬ

Появилась прослойка молодых пассионариев

На прошедшей неделе целых два дня были посвящены подрастающему поколению: традиционный День защиты детей - 1 июня и нетрадиционный 31 мая - последний звонок. Почему нетрадиционный? А потому, что по традиции последний звонок проводился 25 мая. Также впервые за последние несколько лет были разрешены традиционные гулянья. Только почему было столько полицейских? Как во время несанкционированного митинга, весь полк патрульно-постовой службы был выведен на бульвар. Бедные дети не знали куда деться от их назойливого внимания к любой группе, собравшейся в круг.

Детство, юность, молодость. Для нас, людей более старшего поколения, тех, для кого эти годы уже остались позади, они являются, к сожалению, лишь прекрасными воспоминаниями и предметом белой зависти по отношению к нашим детям, племянникам, соседям. Как бы хотелось вновь вернуться в те дни, когда вся жизнь была впереди и мы строили планы на будущее. Уверен, что ни у кого эти планы полностью не были реализованы. Жизнь как всегда вносила свои коррективы в еще детские мечты, и кому-то в более полной мере, а кому-то в меньшей удалось достигнуть поставленной цели. Но я также уверен в том, что в наше время, период застоя и перестройки, мы гораздо реже сталкивались с несправедливостью, и нашим родителям не приходилось вытаскивать последний “ширван” для того, чтобы внести в фонд школы. Нас воспитывали в духе любви к Родине, учили быть честными, бороться с несправедливостью, уважать старших, заботиться о младших. Как сейчас помню слова из пионерской клятвы, где мы торжественно клялись именно в этом. А взрослые всегда старались скрыть от нас все то, что не укладывалось в эти рамки. Мне могут возразить, что и тогда было много случаев и взяточничества, и несправедливости. Да были. Но в гораздо меньшем количестве и объемах. Поверьте, я не собираюсь сейчас восхвалять советскую действительность. Нет. Много было недостатков, и в первую очередь, не было свободы личности, что является главной ценностью. Но тогда у нас не было забот. При всех недостатках мы были достаточно защищены государством. Были гарантии бесплатного качественного образования, и у молодых специалистов не было проблем с трудоустройством. У нас формировали моральный облик строителя идеального общества, где нет места библейским грехам. Именно поэтому в первых рядах митингующих 1988-го и последующих годов оказались студенчество и молодежь. Тогда нас всколыхнула чудовищная несправедливость центра, а свободолюбивый дух молодости вывел на площадь.

Что видят сегодняшние дети страны победившего “гейдаризма” в период строительства “гейдаризма с человеческим лицом”? Что их ждет на трудных и извилистых дорогах жизни? Я не хочу говорить о набивших оскомину проблемах, с которыми связано рождение ребенка. Этого новорожденный не понимает. Но ребенок сталкивается с несправедливостью с того самого момента, когда, придя в детсад, видит, что воспитатель уделяет гораздо больше внимания другому ребенку, мать которого что-то дала воспитателю. Он еще не понимает, что именно произошло, но уже осознает, что необходимо что-то дать воспитателю для большего внимания. В школе царят такие же нравы. Но к 8-9 годам ребенок уже начинает понимать, что происходит. Он уже знает, что преподавателю нужно дать взятку для получения пятерки. Далее все таким же манером продолжается и в высшей школе. Дети ведь очень чувствительны и каким-то шестым чувством ощущают ту фальшь, которую им преподносят вместо правды. Но маленькие граждане в то же время чисты в своих помыслах и их коробит всякое лицемерие, даже тех, кто уже научился этому у взрослых. Они видят, что для тех, у кого больше материальных возможностей, открыты все двери, даже если он просто дебил, а талант и знания, не подкрепленные содержание кошельков, ничего не значат. Построенная сегодня система образования, да и вся система в целом, направлена на формирование верных гейдаристов, для которых библейские грехи и общечеловеческие ценности вовсе и не грехи и ценности, а наоборот. Наша власть сделала все, чтобы студенчество было инфантильным, безграмотным и заменило традиционное свободолюбие приспособленчеством. Причем абсолютно уверен, что это целенаправленная политика. Всегда и во все времена студенты были основной движущей силой революционных и реформаторских движений. Ведь и столь милый сегодня Запад, со всеми общечеловеческими ценностями, до недавнего по историческим меркам времени был другим. “Загнивающий капитализм” повернулся лицом к человеку во многом благодаря деятельности профсоюзных движений. Но последний удар нанесли молодежные движения конца 60-х годов, когда зародилось движение хиппи. Последние провозгласили главной ценностью свободу личности, и к ним примкнули даже отпрыски очень богатых семейств. Это они втыкали гвоздики в стволы направленных на них автоматов во Франции, Англии и других странах. Сегодня многие бывшие хиппи стали политической и бизнес-элитой этих стран, и естественно, что провозглашенные в молодости ценности были поставлены во главу угла. Да и в развале Союза и деятельности народных фронтов студенты были не на последних ролях. Учитывая все эти уроки истории, Г.Алиев поставил главную цель - воспитывать новое поколение в духе строителей гейдаризма. С малых лет детям навязывают образ гениального и доброго “дедушки Гейдара”. На всех утренниках и праздничных представлениях обязательным репертуаром являются стихи и песни о нем, бессмертном “общенациональном лидере”. Создали даже своих пионеров - юных гейдаристов, придумали для них форму. ЙАП создал свой йапсомол. Как все это нам напоминает времена бывшего СССР. Но, как известно, история повторяется дважды, первый раз в виде трагедии, а второй - в виде фарса. Г.Алиев - прилежный ученик советского строя и КГБ - не мыслил себе другого способа формирования молодежи. Хотя трагедия произошла на его глазах, он не смог извлечь урока из этой истории. 70 лет идеологической обработки не смогли закрепиться в сознании людей. Неужели сегодня, в век спутникового телевидения и Интернета, Г.Алиев и его последователи всерьез рассчитывали на успех своей идеологической машины?

Как-то на страницах “Монитора” Эльмар Гусейнов с горечью писал о том, что гейдаризм отравил сознание молодежи, вытравил из него бунтарский дух и стремление к свободе личности и справедливости. Эльмар редко ошибался, но в этом, к счастью, ошибся. В стране возникло уже несколько молодежных движений, протестующих против существующих порядков. Активисты движения “Далга” раздавали листовки с призывом начать борьбу за качественное образование. Движения “Мегам” (“Пора”) и “Ояныш” (“Пробуждение”) ведут активную работу среди молодежи, призывая на борьбу за свои конституционные права. Активисты движения “Йох” (“Нет”) 31 мая раздавали листовки с аналогичными призывами среди выпускников школ. Какие симптоматичные названия. “Нет (“Йох”). Пришла пора (“Мегам”) пробуждения (“Ояныш”), и волна (“Далга”) возмущения сметет эту власть”. Полиция, естественно, “делает свое дело”, этих ребят задерживают, за ними устраивают слежку, но они не прячутся подобно салтыков-щедринскому премудрому пескарю в водорослях или горьковскому ужу в теплых и сухих пещерах, а борются за лучшую жизнь для своего народа. Это и явилось причиной полицейского столпотворения во время гуляний выпускников. Власть опасалась перерастания праздничных гуляний в стихийный митинг юных азербайджанцев.

Но есть еще один фактор. Сегодняшние новоявленные нувориши, прекрасно осознавая ущербность азербайджанской системы образования, предпочитают отправлять свои любимые чада на учебу в Англию, Францию, Швейцарию, США. Эти ребята там, в западных колледжах и университетах, оказываются в совершенно другой среде. Они приобщаются к общечеловеческим ценностям, приобретают друзей, для которых главное - свобода личности, а понятия “народ”, “страна”, “демократия” не являются пустым звуком. Вернувшись в родные пенаты, они уже не смогут быть такими же, как их отцы, и будут работать на всеобщее благо. Подобно тому, как в свое время дети приехавших в большой город сельских жителей, приобщаясь к духу мегаполиса, ощущали себя бакинцами с совершенно другой шкалой ценностей и уровнем культуры, так и эти дети будут носителями западной культуры, в которой нет места извращениям гейдаризма и культу личности. Даже если нынешняя власть сумеет, несмотря на внешнее и внутреннее давление, сохранить свои позиции путем фальсификаций и укрепления полицейского режима, их дети, подобно порожденному буржуазией пролетариату, станут “могильщиками гейдаризма”. Ход истории не остановить и дух народа не убить.

Сегодняшние юнцы уже готовы подхватить наши лозунги. Главное, чтобы мы показали им пример и не погасили их пассионарность.

За нашу и вашу свободу!

АХМЕД ДЖАВАН

Еженедельная аналитическая газета "Бакинские ведомости", № 8, 4 июня 2005