В СТРАНЕ

Провинция

ХАЧМАЗСКИЕ ЗАРИСОВКИ
Будни одного региона

Жизнь журналиста – сплошные разъезды. Вот и вашего покорного слугу судьба закинула на прошлой неделе в Хачмаз. Рассказ о том, что удалось увидеть за неполные два дня в этом городе, я и представляю вашему вниманию.

Он сказал «поехали» и махнул рукой

Перед посещением Хачмаза я думал, что перед моим взором предстанет очередная провинциальная дыра, лишь по недоразумению называемая городом. К моему удивлению, Хачмаз оказался вполне развитым городком. Но обо всем по порядку. А порядок этот начинается с «Шамахинки», откуда и отправляются в путь междугородные такси и автобусы. «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству?», спросил я у таксиста. Хачмаз два человека», то ли ответил, то ли проигнорировал вопрос упитанный мужчина средних лет. В ожидании еще одного попутчика мы стали договариваться о цене. «Четыре «ширвана», начал исторический торг на обочине отечественный господин Козлевич. «Это что, овес нынче дорог? », удивился я. «Нет, дизель», отвечал работник руля и педалей. После недолгих разговоров, в ходе которых в ход пошли аргументы о необходимости объединения пролетариев всех стран и обещания вернуться в Баку на его же машине, сошлись на трех «ширванах». К тому времени подошел и четвертый член экипажа и мы тронулись в путь.

Моими попутчиками оказались уроженцы Хачмаза, зарабатывающие на хлеб насущный в Баку. Скучать в пути не пришлось. Ибо всю дорогу, заглушая даже песнопение сменяющих друг друга исполнителей, голоса коих доносились из магнитолы, рассказами о себе нас развлекал Заур муаллим, исламовед, отправившийся в Хачмаз для написания очередной монументальной диссертации. «Эх, Азербайджан – это не Россия! Вот, помню остался я на ночь у одной своей знакомой в Москве. Утром просыпаюсь от того, что ощущаю на лице какое-то тепло. Открыл глаза и вижу, что это собака хозяйки дома мне лицо лижет. Я и подумал: «Лижи, скотина, лижи!». Да, хорошо в России!», умозаключил Заур муаллим. После этого короткого, но красочного рассказа в воспоминания о своих российских похождениях ударились все пассажиры. Оказалось, что я еду в компании гигантов сексуального фронта и особ, приближенных к будуарам российских женщин. По окончании их повествований меня охватила гордость за свою страну, которую в России достойно представляют лучшие ее сыны. «А где живется лучше - в России или у нас?», решил я перевести диалог в более интересующую меня плоскость. Все трое  попутчиков сошлись на том, что в России и жизнь намного более хороша, и жить там лучше.

«Вот я – лезгин, живу в Хачмазе. Вот я часто езжу в Дагестан, где у меня родственники. И живут они там лучше, чем я», грустно размышлял мой попутчик, сидевший у окна. На какое-то время в машине стало тихо…

"Труп" на дороге

И в этой тишине я вспомнил, что в СМИ проходила информация о том, в Хачмазском районе имеются два анклава, которые находятся на значительном расстоянии от границы Азербайджана с Россией. В Крахобе и Урянобе действуют только законы РФ; их население обеспечивается зарплатой, пенсиями и пособиями из Дагестана. Молодежь служит российской армии и там же получает образование. Школа в Крахобе является русской. Тем не менее жители анклавов решают большинство своих проблем в Хачмазе.

В 1999 году группа жителей Урянобы обратилась с просьбой о получении азербайджанского гражданства в местные органы исполнительной власти и к экс-президенту Гейдару Алиеву. По этому поводу было проведено заседание, однако реальную ситуацию от главы государства скрыли. Получив информацию о случившемся, Дагестан, отправил своих представителей в Хачмаз. Таким образом попытки урянобцев были пресечены, а вопрос остался нерешенным. Крахобцы же категорически не желают стать счастливыми обладателями паспортов с Азербайджана - об этом они заявили официальному представителю Президентского аппарата АР, несколько лет назад нанесшему визит в анклав. Среди жителей указанных сел имеются те, которые хотят связать свою судьбу с Азербайджаном, однако большинство настаивает на том, чтобы территории их проживания по-прежнему являлись субъектом Российской Федерации. Вот такую информацию печатали СМИ. Я решил поинтересоваться сегодняшними умонастроениями жителей Крахобы и Урянобы у своих попутчиков. Но они, сославшись на некомпетентность в этом вопросе, перевели беседу в иную плоскость. Оставшуюся часть пути мои соотечественники провели в разговорах на три темы. Первая касалась того, что все реализуемые в Баку «московские конфеты» на самом деле производятся в соседнем Дагестане. Вторая – велась вокруг восхвалений в адрес главы исполнительной власти Хачмаза. «Дай Аллах ему здоровья – дороги у нас стали нормальными, свет и газ практически всегда есть, парки появились в городе красивые, люди работают. Что еще для счастья нужно?», развел руками мой попутчик, сам предпочитающий искать счастья в Баку. третья тема – ситуация с оппозицией в Хачмазе. Мои попутчики в нее верили. «Чего хорошего она нам может принести? Да и не дадут им в Хачмазе развернуться. У нас – самый насыщенный полицией район в Азербайджане», сообщил мне Октай, так звали моего другого попутчика. И еще долго бы размышляли на тему способностей оппозиции, если бы на проезжей части не увидели лежащего навзничь мужчину. Каюсь, я уже начал разглагольствовать о том, что эта власть доводит людей до самоубийства. Как друг, мой сосед, дернул меня за рукав: «Он встал». Я обернулся и своими глазами увидел, как «труп» преспокойно встал, отряхнулся  и пошел дальше. Что это было? Ответ на этот вопрос не смог дать никто из членов нашего экипажа.

Чай с вареньем за «ширван»

И вот мы в Хачмазе! Въезд в этот город украшает скульптура национального героя Кероглу с мечом в руках. На коне. Рядом с этой композицией установлено два огромных стенда с изображением президента Азербайджана. На одном из них Ильхам Алиев изображен на фоне его же собственной цитаты с поднятой, аки Кероглу, рукой, но без меча и не коне. На другой – он стоит перед памятником своему отцу в Хачмазе. Кстати, именно в Хачмазе  установлен, на мой взгляд, самый маленький  и симпатичный памятник Гейдару Алиеву. Патриарх увековечен сидящим в кресле. Зато по количеству фотографий Отца и Сына Хачмаз спокойно может претендовать на первенство в стране. Мне особо запомнился стенд, с изображением Ильхама Алиева, с которого он смотрит на проезжающих вдоль дороги взглядом налоговика, вопрошающего: «А ты заплатил налоги?».

Еще одной удивительной для меня достопримечательностью Хачмаза стало довольно большое количество людей, разъезжающих в городе на велосипедах. Довольно развита, к моему удивлению, оказалась и система  интернет-услуг.  В городе есть и уже вполне приличный отель «Элит». Правда, там стараются сорвать с приезжих как можно больший барыш. К примеру, за заварной чайник с блюдцем варенья с меня попросили 10000 старых манатов. Еще одной, но уже неприятной неожиданностью для меня стала преспокойная прогулка по улицам города куриц, петухов и гусей. И это в то время, как страна борется с птичьим гриппом. А в остальном – жизнь в этом городке не сильно отличается от будней любого азербайджанского городка. Такие же проблемы, такие же надежды. Остается только надеяться, что эти надежды  сбудутся.

АКПЕР ГАСАНОВ

Еженедельная аналитическая газета "Бакинские ведомости", № 44, 18 февраля 2006

www.monitorjournal.com